Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Почему жизненный опыт иногда мешает защите по уголовному делу

Почему жизненный опыт иногда мешает защите по уголовному делу

Валим боком.

За рулём я уже больше двадцати пяти лет. Общий пробег давно перевалил за полмиллиона километров. Были дальние поездки, сложные маршруты, разные автомобили, разные дорожные условия.

Кроме того, за плечами несколько сотен парашютных прыжков. То есть на отсутствие опыта, скорости реакции, координации движений или способности действовать в стрессовой ситуации жаловаться вроде бы не приходится.

Несколько лет назад я прошёл курс контраварийного вождения на автодроме ФСО в Купавне. Потом ещё один курс, посвящённый управлению автомобилем в заносе и на скользких покрытиях.

И неожиданно выяснилась неприятная вещь.

Большая часть моего предыдущего водительского опыта в экстремальной ситуации либо бесполезна, либо откровенно вредна.

Когда автомобиль начинает скользить, организм реагирует автоматически. Нога сама нажимает тормоз. А тормозить нельзя. Нога сама снимается с педали газа. А иногда газ, наоборот, нужно добавить. Смотришь на препятствие. А смотреть нужно туда, куда хочешь попасть. Руки сами резко крутят руль. А работать рулём нужно точно и аккуратно.

Причём все эти ошибки совершаются не потому, что водитель глупый. Наоборот. Они совершаются именно потому, что предыдущий опыт десятилетиями закреплял другие модели поведения.

Инструктор объясняет упражнение, показывает, сам проезжает нужную траекторию легко, красиво и почти незаметно для наблюдателя. Со стороны кажется, что повторить это элементарно. А потом за руль садишься ты. И внезапно оказывается, что тело живёт своей жизнью. Руки делают не то. Ноги нажимают не туда. Глаза смотрят не на то. Автомобиль едет не туда.

И только потом начинаешь понимать, насколько сильно экстремальная ситуация отличается от обычной эксплуатации автомобиля.

Уголовное преследование устроено примерно так же

Большинство моих доверителей являются вполне успешными людьми. Бизнесменами, руководителями, программистами, специалистами по информационной безопасности, инженерами, учёными. Людьми, которые привыкли решать сложные задачи и добиваться результатов.

Они не глупее следователей. Часто значительно умнее. Но проблема заключается не в интеллекте.

Проблема заключается в том, что они внезапно попадают в совершенно другой мир.

Я обычно сразу говорю своим доверителям: «Вы попали в среду, правила которой вам неизвестны. Здесь привычные реакции могут причинить вред. Здесь слова означают не совсем то, что означали вчера. Здесь жизненный опыт может не помочь, а помешать».

В обычной жизни человек сталкивается с проблемой и пытается её объяснить. В уголовном процессе именно эта привычка зачастую становится источником дополнительных проблем.

В обычной жизни откровенность считается достоинством. В уголовном процессе избыточная откровенность нередко становится доказательством обвинения. В обычной жизни человек стремится рассказать всё максимально подробно и доступно. В уголовном деле иногда полезнее рассказать значительно меньше.

В обычной жизни инициатива приветствуется. В уголовном процессе инициатива иногда напоминает попытку самостоятельно разобрать авиадвигатель во время полёта.

Я регулярно слышу примерно одни и те же аргументы: «Что такого может адвокат, чего не могу я?», «Если понадобится, я за ночь выучу УПК», «Я не дурак», «Я доктор наук», «Я успешный предприниматель», «Я ведущий специалист в своей области», «Я прекрасно понимаю людей», «Я сам объясню следователю, как всё было».

Есть одна особенность уголовного процесса, которую многие понимают слишком поздно
В обычной жизни длительный откровенный разговор обычно помогает людям лучше понять друг друга. В уголовном процессе это работает несколько иначе

Человек несколько часов беседует со следователем. Следователь внимательно слушает, кивает, уточняет детали, проявляет понимание, интересуется обстоятельствами жизни, мотивами поступков, отношением к произошедшему. Человеку начинает казаться, что его действительно поняли. Что он всё объяснил. Что его позиция услышана.

А потом эта многочасовая доверительная беседа внезапно превращается в несколько абзацев протокола допроса.

И самое интересное, что слова там действительно ваши. Всё честно. Никто ничего не придумал. Просто немного изменён порядок изложения. Немного смещены акценты. Немного сокращён контекст. Где-то убраны пояснения. Где-то исчезли оговорки. Где-то пропали слова, которые казались вам важными.

И в результате вместо большой и сложной картины остаётся несколько формулировок, которые начинают жить собственной процессуальной жизнью. Причём зачастую уже независимо от того, что именно вы хотели сказать.

В этот момент многие впервые понимают разницу между разговором, допросом и доказательством

Потому что доказательством становится не то, что вы имели в виду. И даже не то, что вы помните спустя месяц. Доказательством становится то, что оказалось зафиксировано в материалах дела. Именно поэтому опытный адвокат очень часто тратит больше времени не на подготовку доверителя к разговору, а на объяснение того, какие разговоры вообще не стоит начинать.

Проблема в том, что фигурант уголовного дела сталкивается не с обычными людьми. Он сталкивается со специалистами: с оперативными сотрудниками, следователями, прокурорами, судьями.

Это люди, которые годами занимаются именно уголовным процессом. Они работают в этой среде ежедневно. Они знают её правила. Они знают типовые ошибки. Они знают типовые реакции. Они знают, как ведут себя люди, впервые попавшие под уголовное преследование.

Это примерно как выйти на боксёрский ринг после часовой консультации с Константином Цзю. Или сесть играть концерт после беседы с Ростроповичем. Или посмотреть пару роликов про дрифт и решить, что теперь способен уверенно проходить повороты боком на льду.

Нет.

Так это не работает, как говорит моя дочь

Для этого нужна практика. Опыт. Подготовка.

А уголовное дело обладает одной неприятной особенностью. Если водитель может пройти курс контраварийного вождения на автодроме, а парашютист может учиться в рамках программы AFF, то курса учебного уголовного преследования не существует.

Нельзя немного потренироваться. Нельзя безопасно попробовать. Нельзя пару раз ошибиться для приобретения опыта.

Уголовное дело либо есть, либо его нет.

Слова «развалить уголовное дело» любят люди, которые никогда не видели уголовных дел. Люди, которые их видели, обычно предпочитают, чтобы дело вообще не дошло до той стадии, когда его приходится разваливать.

Поэтому, когда человек впервые оказывается внутри уголовного процесса, он обычно реагирует так же, как водитель в неожиданном заносе. Инстинктивно. Привычно. Автоматически. И очень часто неправильно

В этот момент ему нужен не человек, который знает текст УПК наизусть.

Ему нужен человек, который уже много раз бывал в таких заносах. Который знает, когда нужно тормозить, а когда нельзя. Когда нужно говорить, а когда лучше молчать. Когда нужно действовать активно, а когда полезнее вообще ничего не делать.

Поэтому если когда-нибудь судьба решит устроить вам экстремальное упражнение под названием «уголовное преследование», не переоценивайте свой жизненный опыт. Возможно, именно он сделал вас успешным человеком. Но это ещё не означает, что он поможет вам правильно пройти этот поворот.

А некоторые повороты в жизни лучше проходить не в одиночку. Даже если очень хочется валить боком и вы думаете, что это просто.

Есть ещё одна мысль, которую не всегда понимают люди, никогда не сталкивавшиеся с уголовным преследованием. Они часто оценивают работу адвоката по тому, что видят со стороны: яркие выступления в суде, многочасовые допросы, жалобы, ходатайства, апелляции и кассации. То есть по тому, что уже произошло.

Примерно как оценивают мастерство водителя по тому, как он выходит из заноса.

Но лучший результат контраварийного вождения вовсе не красивый выход из заноса. Лучший результат — вообще в этот занос не попасть.

С уголовными делами всё очень похоже

Мои самые успешные дела обычно именно те, которые до суда не дошли. Где удалось вовремя промолчать. Где удалось не совершить ошибку. Где удалось не дать делу развиться по худшему сценарию. Где удалось правильно пройти опасный участок ещё до того, как автомобиль окончательно потерял управление.

Проблема лишь в том, что такой результат со стороны выглядит скучно. Нет эффектных речей. Нет драматических судебных заседаний. Нет красивого финала под аплодисменты публики. Просто человек продолжает жить своей обычной жизнью.

Но если задуматься, именно ради этого всё обычно и затевается.

И да, почти всегда в какой-то момент звучит ещё одна фраза: «На адвоката сейчас денег нет»

Удивительно, но лишних денег на адвоката нет ни у кого. Ни у студента. Ни у программиста. Ни у владельца бизнеса. Ни у человека, который ещё вчера ездил на очень дорогом автомобиле, жил в хорошей квартире и был абсолютно уверен в своём финансовом будущем.

Проблема в том, что уголовное преследование обладает удивительным свойством мгновенно менять финансовую реальность. Вчера человек был успешным предпринимателем. Сегодня счета заблокированы, документы изъяты, техника изъята, наличные изъяты, а бизнес внезапно прекрасно работает без его участия, и никто вашу долю в этом бизнесу уже не считает вашей. 

Вчера вокруг было много друзей, партнёров и единомышленников. Сегодня часть из них не отвечает на звонки. Часть внезапно ничего не помнит. Часть вспоминает удивительные подробности, о которых раньше никогда не говорили. А некоторые начинают активно объяснять следователю, что именно вы были главным организатором всех событий.

Вчера были активы. Сегодня выясняется, что они арестованы, находятся в споре, обременены или вообще оформлены не совсем так, как казалось раньше.

Уголовное дело вообще очень быстро отделяет реальность от иллюзий

Именно поэтому фраза «сэкономлю на адвокате» обычно напоминает решение отказаться от страховки после того, как автомобиль уже начал уходить в занос. Технически возможно. Но момент для экономии выбран не самый удачный.

За свою практику я ещё не встречал человека, который жалел бы о деньгах, потраченных на хорошую защиту в начале уголовного дела. Зато встречал немало тех, кто жалел о деньгах, которые решил сэкономить.

И в качестве заключения немного рекламы.

Под термином «скид-эффект» от английского skid — занос, скольжение — чаще всего понимают курс контраварийного или экстремального вождения. Такие занятия обучают безопасному поведению на скользкой дороге и выходу из критических ситуаций.

Программа обычно включает изучение физики заноса, управление скольжением, экстренное торможение, объезд препятствий и скоростное маневрирование без потери контроля над автомобилем.

Этот курс я прошёл в компании «Питер-Драйв». Крайне рекомендую: отличные инструкторы Назар и Павел. Хоть у меня и мало что получилось, но ребята очень доступно проводят заезды, действительно профессионалы не только в вождении, но и в преподавании.

Материально-техническая база обучения великолепная: автотехника отличная, BMW с очень мощным двигателем. Очень умелая девушка-администратор Ирина легко организовала мне этот курс и быстро решила некоторые разногласия.

Оплата курса подразумевала согласие с условиями договора-оферты, опубликованного на их сайте. Разумеется, в силу профессиональной деформации я не мог подписаться под ним без нескольких уточнений. Но очень быстро пришли к компромиссу.

Автор публикации
ВИП
Адвокат по информационной безопасности, уголовные дела, связанные с Интернет-мошенничеством, E-commerce, государственной тайной и киберпреступления.
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (26)

      Уважаемый Владимир Владимирович, мне Ваша позиция очень близка и понятна, я и сам всегда объясняю своим доверителям (в т.ч. юристам), что там, где начинается реальная юриспруденция. а тем более — уголовное судопроизводство, все их предыдущие знания и опыт теряют свой смысл и «выворачиваются наизнанку», что это совершенно другой мир, который только выглядит похожим на привычный, но находится в другой реальности, причём не параллельной, а перпендикулярной.

      +15
      Свернуть ветку

        Уважаемый Иван Николаевич, мы с Вами действительно удивительно часто приходим к сходным выводам. Видимо, схожий профессиональный и жизненный опыт всё-таки накладывает свой отпечаток на восприятие уголовного процесса. Как Вы совершенно точно заметили, реальность не параллельная, а скорее перпендикулярная.

        Хотя должен признать, что по ряду вопросов мои взгляды довольно существенно расходятся со взглядами некоторых петербургских коллег. Особенно когда речь идёт об общих принципах общения с доверителями, построении защиты и роли адвоката в уголовном процессе.

        Видимо, здесь действительно сказывается различие жизненного и профессионального опыта.
        Честно говоря, мне иногда кажется, что некоторые коллеги искренне полагают, будто мы конкурируем между собой за одних и тех же доверителей.Впрочем, отношусь я к этому совершенно спокойно.
        На мой взгляд, эта конкуренция во многом существует только в воображении её участников.

        У каждого адвоката есть свой подход, свой стиль работы, свой профессиональный опыт и, как следствие, свой доверитель.

        Поэтому даже достаточно резкие высказывания в мой адрес обычно оставляют меня совершенно равнодушным. Профессиональная дискуссия всегда полезна.

        А всё остальное обычно говорит о спорящем значительно больше, чем о предмете спора.

        +9
        Свернуть ветку

          некоторые коллеги искренне полагают, будто мы конкурируем между собой за одних и тех же доверителейУважаемый Владимир Владимирович, среди некоторой категории коллег, действительно распространены такие представления, которые на самом деле существуют только в их головах, и проблема только в том, что избыток «свободного места» в чужих головах невозможно заполнить никакими разъяснениями извне, мысли должны родиться в голове самого «конкурирующего-конкурента». 

          Даже здесь, на Праворубе, некоторые коллеги считают, что являются конкурентами друг-другу, хотя на самом деле каждый нормальный участник нашего сообщества вполне может понять, что все другие участники продвигают всех других, а конкуренция конечно же существует, но не среди нормальных профессионалов, а между настоящими профессионалами и теми, кто себя только выдаёт за профессионала, а на самом деле просто «пустышка» юридическое ничтожество :x

          +8
          Свернуть ветку

            Уважаемый Иван Николаевич, полностью согласен.
            На мой взгляд, профессионалы вообще редко конкурируют друг с другом в том смысле, который обычно вкладывают в это слово. У каждого свой опыт, свой стиль работы, свой круг доверителей и своя репутация.

            Настоящая конкуренция обычно проходит по другой линии.Не между адвокатами-профессионалами, а между профессионалами и теми, кто лишь пытается производить впечатление профессионала.

            Поскольку доверитель рано или поздно всё равно начинает отличать содержание от упаковки, компетентность от саморекламы, а реальный опыт от его имитации.

            Юридическая практика вообще плохо подходит для длительного существования пустышек. Рано или поздно дело доходит до материалов дела, процессуальных решений и результата. А там уже очень трудно скрыть разницу между специалистом и человеком, который только изображает специалиста.

            +7
            Свернуть ветку

              доверитель рано или поздно всё равно начинает отличать содержание от упаковки, компетентность от саморекламы, а реальный опыт от его имитацииУважаемый Владимир Владимирович, да, на самом деле, глобальная проблема состоит в том, что между настоящими профессионалами нет никакой конкуренции, но всевозможные «маркетолухи», давно и настырно приучают обывателей к мысли о некой конкуренции и необходимости искать «где подешевле» — на этом построена целая индустрия рекламы юридических услуг, агрегаторы и каталоги юристов, и множество другой шелухи, которую втющивают потенциальным доверителям, которые вначале оставляют деньги шарлатанам, теряют время и упускают возможности, и только на поздних стадиях до них доходит, что нужно искать не «обёртку» подешевле, а именно содержимое, которое стоит куда дороже, но деньги уже потрачены впустую (smoke)

              +7
              Свернуть ветку

                Уважаемый Иван Николаевич, да, между настоящими профессионалами никакой конкуренции действительно нет.

                Осталось только рассказать об этом самим профессионалам.

                А то иногда читаешь отдельных коллег и поневоле начинаешь подозревать, что они всё-таки видят вокруг себя какую-то ожесточённую конкурентную борьбу. Причём настолько ожесточённую, что готовы сражаться даже там, где никто на них не нападал.

                Впрочем, возможно, это просто профессиональная деформация. Если человек долго ищет конкурентов, рано или поздно он начинает находить их даже в дружеской дискуссии.

                Лично мне всегда казалось, что лучший способ доказать свой профессиональный уровень — спокойно работать. А выяснение вопроса, кто здесь самый великий адвокат, обычно интересует только одного участника такого спора.

                +5

        Многие думают, что если купить УПК или УК, внимательно его прочитать, а то и изучить от корки до корки, то уже можно считать себя специалистом. Некоторые уверены, что после этого вполне способны спорить с адвокатом, следователем или судьёй, а иногда и объяснить им, как правильно применять закон.
        ↓ Читать полностью ↓
        Но закон на бумаге и закон в жизни — это всё-таки разные вещи.
        Я много раз читал про то, как охотиться на медведя. Смотрел фильмы, передачи, слушал рассказы охотников. Только вот желания идти на зверя от этого не появилось. Потому что лес — это не книга и не ролик в интернете. Там всё по-настоящему. Там свои порядки, свои опасности и свои законы. Ты либо часть этой структуры, либо еда. Других вариантов обычно немного.
        С юриспруденцией примерно так же.
        Кодекс — это карта. Нужная вещь, без неё никуда. Но карта ещё не означает, что человек способен пройти маршрут. Реальная работа адвоката — это уже местность. С оврагами, буреломом, которых на карте иногда вообще нет. Здесь мало знать норму закона. Нужно понимать, как она работает, кто и как её будет толковать, где лежит подводный камень, а где наоборот — проход давно протоптан практикой.

        Особенно это заметно в уголовных делах. Человек читает статью и видит текст. Практик читает ту же статью и сразу замечает нюансы. Какие документы появятся в деле, где может всплыть процессуальная проблема, на что посмотрит суд, а что останется между строк.

        Поэтому адвокаты обычно спокойно относятся к словам: «Я внимательно изучил кодекс». После таких слов невольно возникает другой вопрос. А сколько дел человек видел своими глазами? Сколько допросов наблюдал, сколько раз видел, как стройная теория начинает трещать по швам после появления одного единственного документа?

        Любая профессиональная среда имеет свой язык и свои неписаные правила. У врачей, строителей, военных, охотников. У юристов тоже. И пока человек смотрит на эту работу со стороны, всё кажется довольно понятным. Иногда даже слишком понятным.

        Но стоит оказаться внутри — и быстро понимаешь, что это не какая-то параллельная реальность. Это такая же часть нашего мира. Просто устроена она немного иначе. Поэтому тем, кто никогда в ней не работал, наверное правильнее говорить, что это другая среда. Среда, которая живёт по своим законам и требует определённых навыков для выживания.

        Потому что прочитать правила игры — не значит научиться играть. А в нашей профессии цена ошибки бывает такой, что платить за неё приходится не страницами кодекса и не красивыми теориями. Платят временем, деньгами, репутацией. А иногда — годами человеческой жизни.

        Очень понравилась статья Владимира Владимировича. Ощущения, что её я написал. 8)

        +6
        Свернуть ветку

      Добрый день, согласен с каждым словом. Сам не понимаю, как это происходит — слова и фразы в протоколе допроса меняют смысл сказанного. Даю такую рекомендацию — если в протоколе допроса Вам что-то кажется неправильным, так оно и есть. Обязательно исправляйте. Но без адвоката этого сделать не получается.

      +4
      Свернуть ветку

        Уважаемый Владимир Юрьевич, вот здесь обычно и возникает самый интересный вопрос: «обязательно исправляйте» — а как именно?
        ↓ Читать полностью ↓

        Написать в конце протокола, в графе «заявления поступили»: «следователь всё переврал»?

        Переписать протокол собственноручно заново на двадцати страницах?

        Отказаться его подписывать?

        Это, пожалуй, один из самых неудачных вариантов.

        Проблема ведь чаще всего не в том, что следователь что-то откровенно выдумал. Как правило, слова действительно ваши. Всё честно.

        Просто немного изменён порядок изложения. Немного смещены акценты. Где-то исчезли оговорки. Где-то пропал контекст. Где-то не попала в протокол половина фразы, которая и определяла её смысл.

        Поэтому исправлять приходится не столько текст, сколько его процессуальные последствия. А без понимания того, какие именно формулировки могут сыграть против человека через полгода в суде, сделать это самостоятельно практически невозможно.

        И каждый раз, входя в дело уже после первых объяснений, опросов и допросов, я вижу огромное количество текста, который доверитель щедро наговорил, а следователь добросовестно оформил в несколько томов уголовного дела.

        И каждый раз возникает один и тот же вопрос:

        Ну кто тебя за язык-то тянул?

        Понятно, что оперативные сотрудники умеют разговорить человека. 
        Понятно, что следователь умеет выстроить из сказанного процессуально значимую конструкцию. Это их работа.

        Но зачем человек сам добровольно выдаёт столько информации?

        Очень часто ответ оказывается удивительно простым.

        Ему кажется, что если всё подробно объяснить, то его поймут.

        Что если признаться честно, то ситуация разрешится. Что если следователь увидит, какой он хороший человек, то уголовное дело немедленно уступит место справедливости и здравому смыслу.

        Люди вообще любят считать, что откровенность обладает почти магическими свойствами.

        Но уголовный процесс устроен несколько иначе.

        Если человек действительно решил признать вину, раскаяться, активно способствовать расследованию и использовать это как элемент защиты, то сделать это никогда не поздно. 
        Для таких решений существуют процессуальные механизмы, смягчающие обстоятельства, особые порядки и другие вполне реальные правовые инструменты.

        Но зачем бесплатно и без какой-либо тактической цели рассказывать всё, что приходит в голову, включая то, о чём тебя никто не спрашивал, лично для меня остаётся одной из величайших загадок уголовного судопроизводства.

        Потому что совесть, конечно, хорошее чувство.

        Но когда она внезапно просыпается в кабинете следователя, она почему-то почти всегда работает исключительно против своего владельца.

        +3
        Свернуть ветку

          Уважаемый Владимир Владимирович,
          Переписать протокол собственноручно заново на двадцати страницах?Иногда это единственный способ исправить. Пару раз приходилось прибегать к этому при работе по назначению, поскольку в первом случае следователь, принимая меня с подзащитным за, извините, дураков, написала лист с небольшим так, что текст показаний был синхронен обвинению. Пришлось доверителю собственноручно более двух часов писать в замечаниях всё именно так, как мы с ним решили. Вышло пять полноценных страниц мелким почерком. Дополнительных вопросов от следователя не возникло, устала.
          Во втором случае писали меньше (мигрант, писал каждую букву отдельно). Следователь, вообще, не хотел позволить дополнять и требовал подписать протокол. Я отказался и доверителю посоветовал не подписывать.
          — Подождите, Вы — адвокат, поэтому обязаны подписать?
          — Да? Ткните!
          — Да Вы нарушаете… да Вы… да я ...
          Ушёл советоваться с начальником. Вернулся. 
          — Курбан Саидалиевич, ну, для Вас позволим.
          — То-то же.

          +5
          Свернуть ветку

            Уважаемый Курбан Саидалиевич, с хорошим адвокатом написать собственноручные показания действительно реализуемо.
            ↓ Читать полностью ↓

            Без хорошего адвоката это обычно значительно сложнее. Более того, если вспомнить УПК РСФСР, там возможность собственноручного изложения показаний допрашиваемым была прямо предусмотрена законом.

            В действующем УПК РФ такой конструкции фактически уже нет.
            А ст. 189 УПК РФ прямо указывает, что следователь свободен в выборе тактики допроса.

            То есть законодатель исходит из классической модели: следователь задаёт вопросы, следователь фиксирует ответы, следователь формирует протокол.

            Поэтому на практике ситуация часто выглядит несколько иначе, чем представляют себе граждане.

            Они приходят с заранее написанными пояснениями и считают, что сейчас просто передадут их следователю.

            После чего получают вполне закономерный вопрос:

            «Вы отказываетесь давать показания? Это ваше право».

            И надо честно признать, что мало что радует следователя сильнее, чем полное молчание подозреваемого или обвиняемого, который уверен, что перехитрил систему. Пишите что угодно. Никто не возражает.

            Ваши бумаги будут приобщены как приложение, как объяснение, как документ, как угодно ещё.

            Но сам протокол допроса при этом будет жить собственной процессуальной жизнью. Если же человек начинает настаивать, что принёс именно показания в письменном виде, то возникает следующий вполне логичный вопрос:

            А где вопросы?

            ст. 190 УПК РФ предусматривает фиксацию вопросов и ответов. ст. 190 УПК РФ говорит нам, что показания записываются в протокол допроса от первого лица и по возможности дословно. При этом сам протокол составляет следователь.

            Если в вашем тексте только ответы, то откуда вам заранее известно, какие именно вопросы собирался задавать следователь?

            У хорошего следователя их может быть не десять и не сто.

            Иногда их действительно тысяча. И каждый последующий вытекает из ответа на предыдущий.

            Поэтому идея прийти на допрос со стопкой заранее написанных листов и считать вопрос решённым обычно работает только в воображении авторов юридических советов из интернета.

            А если человек всё-таки решает приложить к протоколу свои собственноручные пояснения на десяти страницах, это тоже его право.

            Но проблема в том, что в материалах дела уже лежит протокол допроса.

            Тот самый документ, который будут читать следователь, прокурор и суд.

            Именно он будет оглашаться.

            Именно на него будут ссылаться.

            Именно из него будут цитировать фразы.

            А вот в дополнительные листы, написанные мелким почерком, суд зачастую начинает внимательно вчитываться значительно позже, если вообще начинает.

            Не подписывать протокол тоже обычно не выглядит универсальным решением.

            ст. 167 УПК РФ существует достаточно давно. Отказ от подписи сам по себе не заставляет исчезнуть содержание документа.

            Зато почти всегда создаёт новые процессуальные проблемы.

            Поэтому я и говорю, что проблема обычно не в конкретном протоколе.

            Проблема в том, что у следователя есть огромное количество способов получить нужную ему информацию.

            А у оперативного сотрудника таких способов ещё больше.

            Именно поэтому я довольно скептически отношусь к популярной идее, что достаточно прочитать пару статей про свои права, выучить статью 51 Конституции РФ и после этого можно уверенно самостоятельно участвовать в уголовном процессе.

            За свою практику я видел огромное количество томов уголовных дел, состоящих из текста, который выдал подзащитный, и который следователь аккуратно и добросовестно оформил в процессуальную форму.

            И каждый раз возникает один и тот же вопрос:

            «Ну кто же тебя за язык тянул?» Потому что признаться человек всегда успеет. Даже это при определённых обстоятельствах можно сделать более или менее грамотно. И зачастую с выгодой для признающегося.

            А вот вернуть обратно уже сказанное значительно сложнее. Поэтому опытный адвокат нужен не потому, что знает какую-то секретную статью УПК.

            Он нужен потому, что уже видел большинство этих приёмов.

            И понимает последствия сказанного раньше, чем они превращаются в доказательства по уголовному делу.

            +3

          Уважаемый Владимир Владимирович, прежде всего прекрасная публикация 8)!  А в качестве комментария, на мой взгляд, одно из «лекарств»  излечить следователя в попытках исказить смысл сказанного Доверителем, это предварительная подготовка к допросу, которая занимает много времени, терпения и нервов тоже… Суть подготовки не в сочинении показаний/позиции, нет. Подготовка это длительный разговор с выяснением  подробностей, множество вопросов (в т.ч. коварных) Доверителю, анализируя которые Доверитель задумывается о значении даже знака препинания «казнить нельзя, помиловать»… Иногда практикую собственноручное написание Доверителем его показаний (как бы тяжко не было), ну просто потому что:учебного уголовного преследования не существует как вы верно написали… Таким образом, выстраивается позиция,  осознанная позиция… Конечно, важна адекватность Доверителя  и т.д. Касаемо:"… Написать в конце протокола, в графе «заявления поступили»: «следователь всё переврал»..."?а почему нет?) если была предварительная подготовка? Речь конечно не о буквальном «переврал»… Как варианты, либо в процессе ознакомления с протоколом допроса замечания на искажения… Для этого нужны не только натренированная память и вышеуказанная подготовка, но и профессиональный опыт адвоката оценивать смысл написанного следователем… Либо, если следователь отказывается исправить «своё творчество», замечания на протокол, и др. варианты…

          +4
          Свернуть ветку

            Уважаемая Ирина Викторовна, ну чуть выше я уже прокомметировал такой подход. Но и у вас ключевое значение имеет фраза «профессиональный опыт адвоката оценивать смысл написанного следователем…»

            Но вы  в комментарии совершенно правы: подготовка к допросу — это не сочинение показаний, а длительный разговор с доверителем, выяснение всех подробностей и «коварных» вопросов, чтобы человек сам осознал, как его слова могут быть использованы. Адвокат помогает отличить информацию, которую можно и нужно сообщить, от той, которая превратится в оружие против вас.

            +3

        Уважаемый Владимир Юрьевич, позволю себе предложить свою версию «как это происходит»..., хотя уверенна, что вы её знаете… Причина — желание следователя «подогнать» показания под «доказательства обвинения»  и это в лучшем случае, в худшем случае — исказить фактические обстоятельства...

        +3
        Свернуть ветку

          Уважаемая Ирина Викторовна, среди первичного инструктажа Я обычно сразу говорю своим доверителям: «Вы попали в среду, правила которой вам неизвестны. Здесь привычные реакции могут причинить вред. Здесь слова означают не совсем то, что означали вчера. Здесь жизненный опыт может не помочь, а помешать». И я сразу предупреждаю ещё об одной неприятной особенности уголовного процесса:
          ↓ Читать полностью ↓

          Никого не интересует, как всё происходило в реальности.

          Следователя интересует процессуально доказанная версия событий. Суд интересует версия событий, подтверждённая исследованными доказательствами.

          Если эта версия похожа на изложенное в обвинительном заключении, то определённые логические нестыковки никого особенно не смущают. Кроме защитника, разумеется.

          Поэтому тезис о желании следователя «подогнать» показания под доказательства обвинения мне представляется вполне жизненным.

          Более того, система во многом сама подталкивает к этому.

          Ведь подозреваемый и обвиняемый изначально находятся в весьма своеобразном положении. Практически в каждом втором приговоре можно встретить формулировку о том, что их показания суд оценивает критически, поскольку они обусловлены стремлением избежать уголовной ответственности.

          То есть получается довольно любопытная конструкция.

          Если человек говорит то, что укладывается в обвинительную версию, его показания рассматриваются как допустимое доказательство.

          Если же он говорит то, что этой версии противоречит, появляется аргумент о его заинтересованности в исходе дела.

          Поэтому опытный защитник обычно работает не столько с вопросом «что было на самом деле», сколько с вопросом «что и каким образом будет зафиксировано в материалах дела».

          Потому что через год в судебном заседании спорить придётся уже не с воспоминаниями участников событий, а с конкретными строчками протоколов, заключений и постановлений.

          Именно поэтому иногда одна неудачная формулировка в протоколе оказывается значительно опаснее десятка реальных обстоятельств, которые в этот протокол просто не попали.

          +4

      Уважаемый Владимир Владимирович, я бы не переоценивал роль адвоката в современном уголовном процессе.

      Да, чего-то удаётся добиться. Не всегда, очень не всегда.

      Если сводить роль адвоката-защитника лишь к роли «тормоза» на допросе — тогда проще дать совет всегда пользоваться статьёй 51 Конституции и не давать никаких показаний вообще, по крайней мере до стадии ознакомления с делом.

      По поводу подробных показаний следователю — тоже не скажу, что это неверно. Все по ситуации. Если есть что сказать и чувствуешь, что прав на все сто — то почему бы и нет. Главное — следи, чтобы все было записано так, как ты сказал

      +6

      Уважаемый Владимир Владимирович, про то что нет денег на оплату юридической помощи

      Это не значит, что у человека вдруг кончились деньги, пропали все родственники, друзья, коллеги

      Это значит — человек не видит ценности той услуги, которую ему предлагают оплатить. И в ряде случаев это действительно так, ибо не всегда юридическая помощь даст какой-то результат

      По поводу того — мешает ли жизненный опыт — я не увидел обоснования того, что он прямо-таки мешает. Он может быть бесполезен, то есть не иметь значения, а может быть полезен — например опыт коммуникации с людьми, ведь и оперативник, и следователь, и судья — все равно люди, хоть и являются должностными лицами

      Но вот чтобы прямо мешал — не нахожу примеров из жизни…

      +7
      Свернуть ветку

        Уважаемый Сергей Валерьевич, думаю, что наши расхождения здесь скорее не принципиальные, а вопрос акцентов. Хотя должен признать: Вы настолько последовательно занимаете по отношению к моим тезисам критическую позицию, что это уже начинает выглядеть как отдельная процессуальная стратегия. Пришлось  посмотреть — Вы тоже из Питера... 
        ↓ Читать полностью ↓

        Безусловно, роль адвоката не сводится к роли «тормоза» на допросе. Если бы всё было настолько просто, действительно можно было бы ограничиться универсальным советом пользоваться статьёй 51 Конституции РФ до ознакомления с материалами дела.

        Проблема в том, что этот совет одновременно и правильный, и бесполезный.
        Помните -
        Там били больно кованою пряжкой,
        Но я молчал, как рыба, верь — не верь!
        И наконец, со звездами на ляжках,
        Я был ментами вышвырнут за дверь.
        Врет он все. И он в жизне сидел и в этой ситуации бы сел. Не сел бы, если б с помощью опытного и циничного адвоката дал нужные показания. И ушел бы свидетелем. Опер знает — хороший свидетель лучше плохого подозреваемого. У меня были такие дела — двое взломали, двое зашли, двое шарились, двое сперли, потом поровну поделили спертое.  А дальше я вошел в дело я и все стало не поровну, «не по пацански» — один приежал в суд в стакане из СИЗО, а второй мой — приходил в суд свидетелем. Я уже писал, что судьба подельников моего подзащитного меня не волнует. Подозреваемому и так разъясняют статью 51 Конституции РФ. Более того, можно было бы пойти ещё дальше и, по американскому образцу, крупными буквами предупреждать: «Всё, что вы скажете, может быть использовано против вас». И брать отдельную расписку.

        Я как-то обсуждал это с весьма опытным бывшим оперативным сотрудником. Он только усмехнулся и сказал, что можно хоть письменно предупреждать человека не разговаривать ни с оперативными сотрудниками, ни со следователем. Не поможет.
        Формулировка была короткая:
         «Не на том стоим».

        И, честно говоря, я ему верю — я знаю его лично. Потому что хорошие оперативные сотрудники и хорошие следователи умеют работать с людьми значительно лучше, чем большинство людей представляет.

        Поэтому вопрос обычно не в том, говорить или молчать. Вопрос в том, кто, когда, кому, что, в каком объёме и с какими последствиями говорит.

        В этой связи фраза «если есть что сказать и чувствуешь, что прав на все сто, то почему бы и нет» у меня вызывает как раз наибольшие опасения.

        Потому что именно грамотный оперативный сотрудник или следователь способен сформировать у человека это ощущение: что ему есть что сказать, что его внимательно слушают, что он прав на все сто, что он сейчас всё объяснит и его поймут.

        А потом в деле появляется протокол. И слова там действительно его. Всё честно. 
        Никто ничего не выдумал.

        Просто именно эти слова начинают работать совсем не в том направлении, в котором человек собирался их использовать.

        И вот с этим текстом адвокат потом работает в суде. Часто долго. Часто тяжело. И, увы, не всегда успешно. Потому что после того как человек собственноручно сформировал против себя доказательство, возможности защиты действительно становятся существенно скромнее.

        Здесь я как раз соглашусь с Вашей фразой о том, что юридическая помощь не всегда даст результат.

        Особенно если до появления настоящего защитника человек уже успел обстоятельно помочь следствию. Часто с защитником по назначению. 

        Что касается тезиса о том, что оперативник, следователь и судья всё равно люди, то здесь я бы пошёл ещё дальше — как правило они раскалываются едва ли не быстрее обычных людей. И Вам ли этого не знать как бывшему следователю.

        Точно так же и с юридической помощью.

        Вы справедливо заметили, что далеко не всегда оплаченная защита приводит к желаемому результату. Но это ведь не аргумент против защиты как таковой.

        Человек обладает положительной плавучестью. В среднем его тело легче вытесняемой воды. Следует ли из этого, что спасательные жилеты бесполезны?

        Разумеется, нет.

        Вопрос не в том, способен ли человек удержаться на поверхности самостоятельно. Вопрос в вероятности благополучного исхода и цене ошибки.

        На мой взгляд, проблема не только в том, что люди не видят ценности юридической помощи. Проблема глубже.

        За последние десятилетия мы сами, юридическое сообщество, в значительной степени подорвали доверие граждан к адвокатуре как к институту защиты прав. Разумеется, при активнейшем участии государства. 

        Поэтому, когда человек говорит: «Я не готов платить адвокату», он зачастую выражает не недооценку профессии, а вполне закономерное недоверие к рынку юридических услуг в целом.

        Но недоверие к плохим адвокатам всё же не делает хорошего защитника ненужным.

        Поэтому роль защитника я вижу не в том, чтобы запрещать доверителю говорить, и не в том, чтобы говорить вместо него.  Роль защитника состоит в том, чтобы понимать последствия сказанного раньше, чем эти последствия превратятся в доказательства по уголовному делу.

        +5
        Свернуть ветку

          Уважаемый Владимир Владимирович,
          Вы настолько последовательно занимаете по отношению к моим тезисам критическую позициюда, ибо не согласен с рядом доводов

          В основном опираюсь на практику, а она очень неоднородна

          Например есть у меня дела где защитник работал по назначению — на совесть, настолько хорошо, что кроме слов благодарности ничего сказать не могу

          Видел дела, где коллеги работали по соглашению, но эмоции они у меня вызывают совсем обратные — упущены очевидные вещи, которые при правильном применении не позволили бы направить дело в суд

          Знаю ситуации, в которых допрос свидетеля с адвокатом закончился хуже, чем тот же самый допрос проведённый без адвоката

          Знаю ситуации, в которых свидетели, имея навыки коммуникации сумели бы достичь компромисса с правоохранителями, но присутствие адвоката этому помешало

          Знаю ситуацию, когда по совету адвоката свидетель дал показания, что часть действий выполнял не он, а вымышленное лицо А., в результате чего свидетель был привлечен к ответственности за совершение преступления группой с неустановленным лицом (которое сам и придумал, но обратно уже не получилось отыграть)

          Поэтому такие серьёзные выводы на мой взгляд надо базировать на какой-то не менее серьёзной базе реальных кейсов, ибо жизнь намного сложнее наших рассуждений

          П.с.: про то что правоохранители «раскалываются» быстрее — скорее миф. Кто-то да, кто-то наоборот, даст фору ранее судимым гражданам. Очень разные люди в системе работают, не стоит всех под одну гребенку

          +6
          Свернуть ветку

            Уважаемый Сергей Валерьевич, мне кажется, Вы всё-таки принципиально отказываетесь понимать, что именно я пытаюсь сказать.
            ↓ Читать полностью ↓

            Да, я встречал прекрасных адвокатов по назначению. Более того, когда-то и сам начинал именно с работы по назначению.

            Да, я встречал и адвокатов по соглашению, после участия которых положение доверителя становилось заметно хуже.

            Да, мне известны случаи, когда допрос с адвокатом заканчивался хуже, чем без адвоката.

            Да, мне известны случаи, когда неверные советы защиты приводили к весьма неприятным последствиям.

            Но ведь это никак не опровергает мой тезис.

            Понимаете, я говорю о пользе морских купаний, а Вы в ответ рассказываете, что Ваш знакомый однажды утонул.

            И то, и другое может быть правдой одновременно.

            Из того факта, что существуют плохие адвокаты, не следует вывод о бесполезности хороших адвокатов.

            Из того факта, что отдельные защитники совершают ошибки, не следует вывод о том, что человеку лучше оставаться один на один с системой.

            Наоборот. Это лишь означает, что адвокатов, как и врачей, приходится выбирать тщательно.

            Что касается Ваших примеров, то они скорее подтверждают мой тезис. Потому что во всех описанных Вами ситуациях проблема возникала не из-за присутствия адвоката как такового, а из-за качества конкретной юридической помощи.

            Но здесь наши взгляды действительно расходятся.

            Я исхожу из того, что хороший следователь и хороший оперативный сотрудник профессионально занимаются получением и закреплением доказательств.

            Следовательно, хороший адвокат нужен не меньше, а больше.

            Вы же регулярно приводите примеры, из которых следует, что иногда лучше обойтись без адвоката вовсе.

            Признаюсь, эта мысль мне по-прежнему кажется довольно смелой.

            Особенно с учётом того, что значительная часть Вашего профессионального опыта сформировалась по другую сторону процессуального барьера. 
            Именно поэтому человек, который уверен, что способен всех убедить, всё объяснить и найти общий язык, нередко оказывается самым удобным собеседником для правоохранительной системы.

            А потом появляются те самые многостраничные показания, с которыми защитнику приходится бороться уже в суде. Причём зачастую без особых шансов, поскольку, как известно, что написано пером...

            И наконец, должен признаться, что иногда у меня возникает ощущение, что наши разногласия носят не только профессиональный характер.

            Настолько последовательно возражать одному и тому же человеку на протяжении столь длительного времени по совершенно разным вопросам способны либо очень внимательные читатели, либо люди, имеющие к автору определённый личный интерес.

            Я человек достаточно прямой и временами излишне резкий. Поэтому иногда думаю: может быть, я когда-то что-то сказал или написал такого, что Вас лично задело?

            Потому что иначе объяснить столь стабильную оппозиционность Вашей позиции по отношению именно к моим публикациям мне бывает довольно затруднительно.

            +4
            Свернуть ветку

              Уважаемый Владимир Владимирович,
              иногда лучше обойтись без адвоката вовсе.

              Признаюсь, эта мысль мне по-прежнему кажется довольно смелой.

              Особенно с учётом того, что значительная часть Вашего профессионального опыта сформировалась по другую сторону процессуального барьера
              не так важно где именно формировался опыт, он просто есть и его за почти 30 лет много и он разнообразен. 
              Единственное какого нет — опыта работы по назначению, о чем иногда сожалею, ибо это целый пласт адвокатской деятельности, который мной к сожалению упущен на этапе становления в профессии, а сейчас уже нет времени для этого

              Про то что:
              появляются те самые многостраничные показания, с которыми защитнику приходится бороться уже в суде. Причём зачастую без особых шансов, поскольку, как известно, что написано перомвидите ли, в чем дело. Как раз таки с показаниями подсудимого, данными БЕЗ адвоката — бороться то и не надо. С ними проблем не возникнет.
              Плохо с показаниями данными с УЧАСТИЕМ адвоката.

              Это один из примеров, когда лучше без адвоката.

              Довольно очевидный момент, даже обсуждать то его нет большого смысла. Поэтому с некоторыми доводами не могу согласиться, выше писал почему

              Чисто профессиональные вопросы

              +3

              Уважаемый Владимир Владимирович, а по поводу того, что я критически отношусь к части ваших доводов — считаю это нормальным и даже полезным.
              В конце концов эта площадка не только для восхищения друг другом, но и для спора в том числе.
              И если мне что-то режет глаз — я если в теме, то могу высказать свое мнение.
              И также мне нравится, когда критикуют и пытаются найти недочёты в моих публикациях, это делает меня опытнее, сильнее.
              Для этого и существует дискуссия, спор, критика.
              Ничего личного здесь искать не надо — чисто профессиональный спор, тем более Вы мой земляк, Вы ближе чем коллеги из других регионов, соответственно и внимания к Вашим публикациям больше

              +7

      Уважаемый Владимир Владимирович,
      ↓ Читать полностью ↓
      опытный адвокат очень часто тратит больше времени не на подготовку доверителя к разговору, а на объяснение того, какие разговоры вообще не стоит начинать.Весьма импонирующая мне позиция. Консультируя доверителя перед допросом, в первую очередь разъясняю, что, давая показания, он участвует в доказывании, а его информация о конкретных обстоятельствах может стать доказательством, если она будет подтверждена в ходе проверки другими доказательствами (показаниями других лиц, различными документами).
      Если есть реальные основания полагать, что следователь обладает достаточными другими доказательствами, подтверждающими то, что он указал в постановлении о ВУД или в тексте обвинения, то очень высока вероятность признания виновным и осуждения и есть смысл дополнить эти доказательства иными сведениями, которые могут дополнить то же обвинение и надеяться на минус 1/3 от верхнего предела наказания.
      Но даже в этом случае нужно определить границу. Например, сведения об участии иных лиц в преступлении, о других преступлениях и их участниках. Раз молчание о них вряд ли повлечёт ухудшение положения доверителя, то инициативное сообщение о них в показаниях само по себе дополнительные плюшки для доверителя не сулит. 
      Проблема в том, что фигурант уголовного дела сталкивается не с обычными людьми. Он сталкивается со специалистами: с оперативными сотрудниками, следователями, прокурорами, судьями.И их всех интересует не версия допрашиваемого, а лишь те сведения, которые он может сообщить в подтверждение и, возможно, усиление подозрения (обвинения). Собирать доказательства его непричастности или того, что «было на самом деле» никто не будет и даже закон никого из них этому не обязывает.
      Мои самые успешные дела обычно именно те, которые до суда не дошли.Так это же идеальные результаты. Уголовное дело для обвиняемого ничего хорошего не может сулить. Оно может быть хорошим, если ему не удалось родиться.

      +4

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам

Рейтинг публикации: «Почему жизненный опыт иногда мешает защите по уголовному делу» 5 звезд из 5 на основе 29 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
Являюсь также профессиональным медиатором.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Адвокат по информационной безопасности, уголовные дела, связанные с Интернет-мошенничеством, E-commerce, государственной тайной и киберпреступления.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
Разместить свою визитку
Похожие публикации
ПРО
Дюжина "нет" уголовного адвоката. Чего не должен делать адвокат при защите по уголовному делу?
Статьи, 21 Апреля, 01:22 21 Апреля, 01:22
К вопросу о расторжении адвокатом соглашения о защите по уголовному делу
Песочница, 12 Февраля 2015, 19:45 12 Февраля 2015, 19:45
Про степень участия доверителя в выполнении адвокатом его поручения о защите по уголовному делу
Статьи, 06 Июля 2024, 19:09 06 Июля 2024, 19:09
К вопросу обязанности адвоката следовать позиции подзащитного при защите по уголовному делу
Статьи, 18 Июня 2010, 22:21 18 Июня 2010, 22:21
Применение тактики затягивания процесса по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ч.2 ст.112 ...
Судебная практика, 17 Августа 2020, 22:53 17 Августа 2020, 22:53
Тактика затягивания расследования по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ч.1 ст.134 УК Р...
Статьи, 23 Октября 2020, 00:44 23 Октября 2020, 00:44
ПРО
Тюменский адвокат по уголовному делу получил оправдательный приговор в суде Ямало-Ненецкого автономного ...
Судебная практика, 03 Июля 2017, 12:12 03 Июля 2017, 12:12
ПРО
Стратегические ошибки обвиняемого по уголовному делу. Фальсификация доказательств (часть вторая: суд...
Судебная практика, 03 Июля 2019, 08:50 03 Июля 2019, 08:50
ПРО
Стратегические ошибки обвиняемого по уголовному делу. Ч. 1 ст. 111 УК РФ (часть первая: предварительное ...
Судебная практика, 24 Июня 2019, 07:09 24 Июня 2019, 07:09
Продвигаемые публикации